Сценарий фольклорноко праздника «Кузьминки» 1.
Сценарий фольклорноко праздника «Кузьминки» 2.
Сценарий фольклорного праздника «Кузьминки» для детей старшей группы.
Актуальность: 14 ноября по-народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки». Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Цель: Приобщение детей к миру народной культуры.
Задачи:
- Развивать активную речь детей, умение выразительно рассказывать стихи.
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Образовывать имена существительные множественного числа.
- Развивать мелкую моторику и координацию движений.
- Различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
- Знакомить детей с поэтическим, музыкальным, игровым фольклором.
- Воспитывать интерес к культуре русского народа.
- Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых и детей дошкольного возраста.
Действующие лица: ведущая, дети старшего — подготовительного возраста.
Предварительная работа: беседа с детьми о традициях русского народа отмечать праздник Кузьминки. Знакомить с русскими народными пословицами и поговорками. Выразительно читать стихи. Разучивать песни и хороводы.
Материалы и оборудование: муляжи овощей, деревянные ложки, картинки капусты, мнемотаблицы для составления поговорок о Кузьме и Демьяне, магнитная доска. Русские народные костюмы для воспитателя и детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.
Вводная часть.
Ведущая: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть?
Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки – встреча зимы. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.
Основная часть.
Ведущая: В народе говорили:
— Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!
— Не заковать реку без Демьяна!
А теперь с помощью мнемотаблиц вы сами составите поговорки.
(Дети вместе с ведущей составляют поговорки).
— Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!
— Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!
Ведущая: Обычно в эту пору умеренные морозы:
— Демьянов путь – не путь, а только перепутье!
То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили,
что «Кузьминки – по осени поминки».
На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.
1 ребенок: Осень! Осень золотая!
Голубая неба высь!
Листья желтые слетая,
На дорожку улеглись.
2 ребенок: Теплый луч ласкает щечки,
Приглашает нас в лесок
Там под елкою, в тенечке
Вырос маленький грибок!
3 ребенок: Сад раскрасился цветами
Астр, пионов, георгин
А вверху огнем пылают
Грозди красные рябин!
4 ребенок: Что грустить теперь о лете!
Осень в гости к нам пришла
В позолоченной карете
Всем подарки привезла!
Хоровод «Осенние подарки» Анисимовой
Ведущая: К ноябрю заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай.
С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол хлеб пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:
Дети поочередно: Что посеешь, то и пожнёшь,
Что пожнёшь, то и смолотишь,
Что смолотишь, то и смелешь,
Что смелешь, то и съешь!
Игра «Мельница»(муз. Е. Алексеевой)
Дети встают в круг: каждый участник, не сходя с места, кружится вокруг себя. При этом все поют:
Мели, мели, мельница!
Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай
И в мешочки набивай.
На последнем слове необходимо остановиться и стоять не шевелясь. Тот, кто не сумеет остановиться вовремя, выбывает из игры. Игра повторяется.
Ведущая: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказать помогайте.
Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:
- Какие труды… (такие и плоды)
- Семь раз отмерь… (один отрежь)
- Землю красит солнце… (а человека труд)
- Красна птица перьем… (а человек уменьем)
- Под лежачий камень… (вода не потечёт)
- На печи заседать… (хлеба не видать)
- Труд человека кормит… (а лень портит)
- Скучен день до вечера… (коли делать не чего).
Ведущая: А знаете ли вы какая работа начиналась у крестьян после того, как они собрали урожай с полей и
огородов?
Ответы детей: заготовка овощей.
Песня «Вот какие кочаны»
Ведущая: А вы знаете что такое кочаны?
Ответы детей: капуста.
Ведущая: Мы сейчас с вами поиграем в игру «Один – много»
(Ведущая на магнитную доску ставит картинки капусты, а дети отвечают.)
Одна капуста — много капусты
Один кочан – много кочанов.
Ведущая: Дети, а что останется от кочана, если его весь покрошить?
Ответы детей: кочерыжка.
Одна кочерыжка – много кочерыжек.
Ведущая: Одна из самых важных работ была – рубка капусты. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Рубили капусту в корытах. Отдельно – которая позеленей, отдельно белую, что послаще на вкус. Во время рубки капусты в избе стоял своеобразный звук.
Говорили: «Жвакает, будто по снегу рубят!»
— А давайте в игру поиграем? Называется – «Мы капусту рубим, рубим».
Пальчиковая игра:
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я – капуста!
— Мы капусту рубим, рубим.
— Мы морковку трем, трем.
— Мы капусту солим, солим.
— Мы капусту жмем, жмем.
— Перемешиваем!
— В бочку плотно набиваем
— И в подвалы составляем.
Ведь капуста, как известно.
Во всех видах нам полезна.
Ведущая: Так всегда на Руси было. После трудового дня девушки собирались в самой большой горнице,
вышивали, пряли пряжу, вязали и обязательно пели, чтобы и работа спорилась, и веселее было. Есть песня об одной девушке-мастерице.
Русская народная песня «Дуня-тонкопряха».
Ведущая: На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец, и швец,
И на ложках он игрец..
Исполнение песни с ложками «Ложки деревенские» муз. З. Роот.
Наши ложки знает целый мир
Наши ложки русский сувенир
Хохломские, псковские,
Тульские, загорские,
Вятские, смоленские.
Ложки деревенские!
Ведущая: ребятушки вставайте в круг, сейчас мы с вами поиграем в игру «Заинька серенький» У ведущей в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Ведущая обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук – тук — тук. Ребенок спрашивает: «кто там?»
Ведущая отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?»
Ребенок отвечает: «Вася…»
Ведущая продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!»
Ведущая играет ребенку на ложках любой ритм: / //; // /; // //; / // /.
Заключительная часть.
Ведущая: Вот и подошла наша встреча к концу.
Кузьминки были хороши.
Повеселились мы, ребята, от души!
Ведущая: Ребятушки скажите мне пожалуйста, что вы сегодня узнали нового, чему научились?
Ответы детей: о Кузьминках?
Ведущая: Какого числа отмечался этот праздник?
Ответы детей: 14 ноября.
Ведущая: Как звали святых братьев, покровителей кузнецов и женщин рукодельниц?
Ответы детей: Кузьма и Демьян.
Ведущая: молодцы детушки, все запомнили.
Ведущая: Осень каждый год приходит не с пустыми руками, а с богатым урожаем: хлебами, овощами, да фруктами! Осень очень щедра и приготовила нам угощенье. А теперь давайте угостим наших гостей дарами осени и скажем им до свидание.
Сценарий фольклорноко праздника «Кузьминки» 3.
Сценарий русского
обрядового праздника
Пояснительная записка
В настоящее время обращение к фольклору имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Народная культура помогает сориентировать самовыражение детей в художественной сфере во всех направлениях: музыке, танце, слове, изобразительной деятельности, актерской игре, выявить природные способности и задатки для дальнейшего развития.
Участие детей в календарных обрядах — школа освоения жизненного опыта, накопленного старшими поколениями, их традиций, обычаев.
В данном сценарии представлен русский обряд «Кузьминки». Кузьминки (Курьи именины) — день народного календаря славян, отмечаемый 14 ноября. По представлению селян, в этот день осень провожают, зиму встречают. В церковном сознании православной Руси этот день стал праздником кузнецов Кузьмы и Демьяна, днем рукомесленника. В старину народ верил, что эти святые помогут больным. В этот день было принято идти в церковь, желательно Кузьмы и Демьяна, и молиться об исцелении. После посещения церкви, как правило, ремесленники и девушки на три дня снимали помещение, устраивали ссыпчину (складчина, ссыпанные вместе припасы) и веселились всю ночь. Изба и двор становились своеобразным домашним театром, ярмаркой. Мастера приносили лучшие изделия, девушки брали с собой рукоделья. Здесь пели, танцевали, играли, шутили. Нередко ремесленники и девушки обходили дома и выпрашивали припасы для Кузьминок. Собрав продукты, девушки все вместе готовили пиршество, обязательным блюдом была каша. В избе молодёжь не ограничивалась угощением.
Кузьминки слыли и девичьим праздником. В некоторых деревнях существовал обычай, в силу которого девушка-невеста считалась в день Кузьмы-Демьяна хозяйкой дома, она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причём в качестве почётного угощения подавалась куриная лапша.
В некоторых деревнях существовал обычай в Кузьминки устраивать «похороны Кузьмы-Демьяна». К вечеру последнего дня праздника девушки изготавливали чучело: /См. Приложение 1/ набивали соломой мужские штаны и рубаху, приделывали к ним голову, подвязывали кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. Сначала устраивали потешное венчание на одной из девиц, затем клали на носилки и утаскивали в лес или на зады. Там чучело раздевали, раздёргивали, плясали на соломе, а потом сжигали.
Цель: Ознакомление детей с фольклорно-календарным русским народным праздником «Кузьминки».
Задачи:
-
воспитание уважение к русской народной культуре;
-
воспитание бережного отношения к сохранению традиций и обычаев русского народа;
-
создание условий для развития творческих способностей школьников.
Возраст: младший школьный возраст
Реквизит: макеты стен дома, стол, лавки, кухонная утварь, дрова 2-3 шт.; прялка, 2 клубка пряжи, спицы, пяльцы для вышивки, игла, нитки мулине, лента, вышитые полотенца, лапти, 4русских народных костюма, костюм курицы, домотканые дорожки для лавочек и для пола, веник; самовар, блюдо, баранки, конфеты, фрукты, горшок с маслом, бочонок с медом.
Предварительная подготовка:
Этапы подготовки |
Сроки |
1. Создание инициативной группы, подбор литературы и материала по теме. |
3-4 неделя октября |
2. Написание сценария, распределение обязанностей по подготовке
4. Приготовление угощения (выпечка, сладости, фрукты) |
4 неделя октября 1-2 недели ноября 12-13 ноября |
3. Проведение мероприятия. |
14 ноября |
Действующие лица:
Хозяйка
Маша
Кузнец
4 девочки
2 Мальчика
2 Мальчика
Ход праздника:
Сцена оформлена под русскую избу. В центре стол. На нем самовар, блюдо с угощениями: баранками, конфетами, яблоками. Вокруг стола – скамейки. На «стенах» развешаны вышитые полотенца, лапти. Лавки покрыты домоткаными дорожками. Такие же дорожки разосланы на полу.
Хозяйка ставит на стол угощения, девочка Маша прибирается в избе.
Хозяйка: Ну вот, все сделано: в избе ладно, стол накрыт, пироги готовы, да и самовар давно кипит! Добрый сегодня день! Можно и отдохнуть!
Маша: И я свою работу закончила, пол подмела, стол да лавки протерла – вон как чисто и красиво! (Руками показывает на стол и лавки).
Хозяйка: Вот и хорошо. Скоро гости пожалуют. Нынче день особый – посиделки начинаются.
Маша: А кто к нам в гости придет?
Хозяйка садится на лавку.
Хозяйка: Девицы-красавицы со своей работой к нам на посиделки пожалуют. Да только сегодня много не наработают.
Маша: Это почему же, тетушка?
Хозяйка: Потому что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна – Кузьминки, начало посиделок. Сегодня не столько работают, сколько веселятся.
Маша: Тетушка, а кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь праздник?
Хозяйка: Много веков назад жили святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали кузнечное и плотницкое дело. И считали их покровителями всех мастеров и мастериц. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник.
Под русскую народную музыку входят 4 девочки в русских народных костюмах.
Девочки: Можно, хозяюшка?
Хозяйка: Входите, девицы, входите, красные!
Девочка 1: Здравствуйте, хозяюшка! Нынче посиделки у нас, так не пустите ли в избу?
Хозяйка: Как же не пустить, пущу, ведь на Кузьминки – всегда на Руси девичьи праздники проходят.
Девочка 2: А на всю зиму пустите?
Хозяйка: Вот же шустрые какие! Пусти на порог, а глядь – уж и на лавке. Да чем платить то будете? Чай ваши посиделки мне ведь в убыток: и сор в избе, а дров, сколько для тепла уйдет!
Девочка 3: Да мы не просто так. Что надобно, то и сделаем!
Хозяйка:
Да надо мне совсем немного.
Дровец возок, керосину жбанок,
Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,
Да меду туесок, да масла горшок,
Да денег рубль и пятачок!
Девочка 4: Вот так немного! (Удивленно). Ладно (Машет рукой), мы про этот обычай давно знаем и потому все из дома принесли: и мед, и масло, и дрова.
Девушки вручают хозяйке дрова, бочонок с медом, горшочек с маслом.
Хозяйка: Вот так-то и хорошо, вот так-то и ладно! Проходите, усаживайтесь вот здесь (Показывает на лавку) на лавке да за работу принимайтесь. А за работой и про песни не забывайте, дружно, хором запевайте!
Девочки усаживаются на лавку, принимаются за рукоделие: прядут на прялке, сматывают пряжу, вышивают, вяжут. Запевают первые два куплета песни «Уж, ты прялица». /См. Приложение 2/
По окончании песни раздается стук в дверь, входят мальчики.
Мальчики: Добрый день, молодки-лебедки!
Девочки: Здравствуйте, коль не шутите, ребята-молодцы, веселые удальцы!
Мальчики: (На мажорном аккорде) Девушки, вы девушки, где берете денежки?
Девочки: (Речитативом)
Летом ягодки берем,
С Кузьмы куделечку прядем.
Девчата начинают петь частушки, парни танцуют.
Девочка 1:Моя прялка не прядет,
Колесо не вертится,
Не дождаться, когда сядет,
Он, наверно, сердится.
Девочка 2: Полотенце вышивала
Петухами, утками
Я миленка поджидала
Часами, минутками.
Девочка 3: Не стой, миленький, в порожке!
Не большая тебе честь!
Иди, сядь ко мне на лавку –
Для тебя местечко есть!
Пропускают мальчиков в избу, сажают на лавку.
Хозяйка: (Обращаясь к зрителям в зале) А сейчас давайте проверим, молодцы, веселые удальцы, какие вы проворные. А вы, дорогие зрители, будете жителями деревни Кузьмы (Показывает на левую сторону зала), а вы (Показывает на правую сторону зала) жителями деревни Демьяна.
Пока звучит музыка, каждый из вас должен бегать по кругу. По сигналу водящего: «Уголки!» вы должны занять свое место в углу. Тот, кто останется в центре – проигравший, занимает свое место в зале. Задание понятно? (Ответы игроков). Начали!
Звучит веселая русская народная музыка.
Русская народная игра «Уголки»
Хозяйка: А вы знаете, что Кузьма и Демьян – покровители домашней птицы? Кузьминки – это еще и петушиный праздник! Молодежь устраивала веселые гулянья с петушиными боями. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру. По сигналу, стоя в кругу, руки за спиной, каждый из вас должен попытаться грудью вытолкнуть соперника из круга. Победит тот, кто первый вытолкнет соперника из круга. Задание понятно? (Ответы игроков). Тогда музыку!
Звучит веселая русская народная музыка.
Игра «Петушиный бой»
Хозяйка: Кузьминки – это курьи именинки! В этот день ходили в гости с вареными, жареными курами, варили кушанье из курятины, а потом шли воровать кур у соседей. Соседи не обижались, считали, что от этого кур будет водиться больше. А нам нужно обязательно про курочек спеть, чтобы они у нас водились и не болели.
Одна из девочек выходит на середину зала, изображая курочку. Остальные, (фольклорная группа) сидя на лавках, запевают песню «Курочка-рябушечка». Все спрашивают, курочка отвечает.
Фольклорная группа: Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
Курочка: На речку!
Фольклорная группа: Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
Курочка: За водой!
Фольклорная группа: Курочка-рябушечка, кому та вода?
Курочка: Цыпляткам!
Фольклорная группа: Курочка-рябушечка, цыплятки чьи?
Курочка: Мои! Они пить хотят, на всю улицу кричат!
Курочка: Цып-цып-цып! Ко мне мои цыплятки!
К курочке подбегают 4-6 человек из зала и становятся за ней в цепочку. Курочка змейкой водит их под русскую народную мелодию «Посею лебеду на берегу». По окончании мелодии все останавливаются, образуя круг. Водящий (девочка-курочка) выходит на середину круга.
Фольклорная группа:
Куры-курченяточки,
Хвостики-лопаточки,
Жито жнут, и гребут,
И в амбар несут,
Петушкам дают.
Петушки не едят,
И все делают вот так!
На последних словах водящий показывает какое-нибудь движение (приседает, подпрыгивает, танцует и т.д.), остальные за ним повторяют. Кто ошибется – выбывает из игры и занимает свое место в зале.
Игра «Куры-курченяточки»
Хозяйка: Вот какие молодцы, наши цыплятки!
Раздается стук в дверь. Входит кузнец.
Кузнец:
Идет кузнец из кузницы.
Несет кузнец щипцы да молот.
Галки-вороны, собирайтесь к нам.
Варите кутью.
Поминать Кузьму.
Хозяюшка, кузнецы нужны?
Хозяюшка: А что вы умеете делать?
Кузнец: А вот что!
Все поют первые 2 куплета русской народной песни «Во кузнице»./См. Приложение 5/ Кузнец показывает, как выковывают гвозди.
Кузнец: Вот вам, хозяйка, и уменье наше в дом. Пригодится? (Подает хозяйке гвоздь).
Хозяйка: Пригодится! Кузнец! Тебе помощники нужны?
Кузнец: Нужны!
Хозяйка: Ну, так принимай!
Кузнец стоит в стороне от остальных игроков.
Фольклорная группа: (Дети идут к кузнецу, говоря слова и делая шаг на каждое слово)
Эй, кузнец, молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять
Кузнец: (Отвечает)
А чего не подковать (Хлопок, руки развел в стороны),
Вот гвоздь (Левая рука вперед, ладонью вверх),
Вот подкова (Правая рука вперед, ладонью вверх),
Раз, два и готово! (Два хлопка, руки развел в стороны)
Затем кузнец догоняет детей, кого поймал, тот становится кузнецом.
Игра «Эй, кузнец»
Хозяюшка: Ай, спасибо, кузнец-молодец! Чем же мне заплатить?
Кузнец: Я кузнец-бессребреник, как Кузьма и Демьян, ничего за работу не беру. Я только прошу, чтобы меня кормили кашей, поэтому нас — кузнецов именуют ещё «кашниками».
Хозяюшка: На Кузьминки варят славную Кузьминскую кашу из семи круп, да сладкую, с изюмом и медом. Чтобы сварить Кузьминскую кашу, надо взять по одной столовой ложке семь разных круп, промыть, заполнить горшок, добавить изюм, соль, сахар, поставить в духовку. В готовую кашу добавить масло. Давайте сварим кашу и мы.
Дети: (Водят указательным пальцем правой руки по левой ладошке и говорят)
Сорока-ворона кашу варила,
На порог становила, деток кормила:
«Идите, дети, кашу есть»
Кузьма, Демьян, идите с нами кашу есть.
Игра «Сорока-ворона кашу варила»
Зрители повторяют слова и движения на своих местах в зале.
Хозяюшка: А вы знаете, что куры и вообще домашняя птица исстари были символом счастья и плодородия, поэтому Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. Пришло время поиграть в игру «Подушечка».
Ребята, встаньте в круг, чередуясь, через одного мальчик-девочка. Пока звучат слова, вам нужно идти по кругу взявшись за руки. После сказанных слов водящий должен выбрать себе пару (мальчик–девочка или девочка-мальчик). Затем под музыку станцевать в кругу. Как только вы станцевали, водящий встает в хоровод, а игрок, стоящий в кругу продолжает игру. Задание понятно? (Ответы детей). Начали!
Русская народная игра «Подушечка»
Хозяюшка: Кузьма-Демьян уходит, а с ним и осень – славная хозяюшка. Давайте проводим Кузьму-Демьяна, а с ним и осень с почетом да уважением! Заводите веселый хоровод да песню звонкую.
Все встают в хоровод и поют песню «Собирайся, народ». /См. Приложение 7/
Хозяюшка: Вот спасибо, гости любезные! Развеселили нас да порадовали! А теперь милости просим к нашему столу, дорогие гости! Чайку с пирогами попить!
После чаепития.
Девочки, мальчики: Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!
Уходят со сцены.
Сценарий фольклорноко праздника «Кузьминки» 4.
Под музыку дети заходят в зал.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались, чтобы попрощаться с красавицей Осенью.
Снова осень, снова птицы
В теплые края спешат
И опять осенний праздник
К нам приходит в детский сад!
Дети.
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала Осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила:
Ярко – жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется.
Всё кругом искрится,
Всё переливается.
Песня «Ласковая осень» (Подг. гр.)
Песня «Осенние листочки» (Ст. гр.)
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь –
Без конца и без начала?
Танцевать под ним я стала,
Мы плясали, как друзья, —
Дождь из листиков и я.
танец «Листик- листопад» (подг. гр.)
Ведущий. В ноябре дождь не переждать.
Пойдем под зонтиком гулять.
Танец с зонтиками (ст. гр.)
дети. Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные — рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Под музыку в зал заходит Осень.
Осень. А вот и я! Здравствуйте мои друзья!
В гости к вам я пришла,
Урожай свой принесла!
Будем весело играть,
Праздник осени встречать!
Эстафета «Собери урожай»
Эстафета «Кто быстрее разберет листья»
Одна команда выбирает кленовые листочки, другая- дубовые. Кто быстрее?
Осень. Задержалась с вами я, ждут в лесу меня друзья. А вас ждет праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называется. Кузьминки – по осени поминки. Кузьминки провожайте, зимушку встречайте! До свидания!
Уходит. Занавес открывается.
Хозяйка: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться? Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки. В честь святых Кузьмы и Демьяна, покровителей ремесел. В этот день почитали люд мастеровой. В народе сказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали – отчего и звали их бессребрениками, а угощали всегда кашей, потому иногда их именуют «кашниками».
Ой, слышу, уже идут гости!
Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!
Под русскую народную музыку входят девочки подг. гр.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, будьте, как дома!
Девочки: Добрый день в вашу хату!
Хозяйка: Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям! (кланяется)
Хозяйка усаживает гостей на лавку.
У нас для каждого найдется и словечко и местечко. Ой, богат будет стол сегодня всыпчину да вскладчину. Тут и каша, и лепешки! И пироги, и яички! А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.
Девочка: А где же ещё гостьюшки наши?
Хозяйка: Скоро, скоро будут! А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть.
1-я девочка: Прялка не бог, а рубаху дает!
2-я девочка: Не ленись прясть, хорошо оденешься!
Девочки исполняют русскую народную песню «Уж ты, прялица — кокорица моя»
3 девочка: У нас девицы – на все руки мастерицы. И прясть, и вязать, и вышивать умеют.
4 девочка: тянись, ниточка не рвись, да в клубочек соберись!
Игра «Кто быстрее нитки смотает?»
Раздается стук в дверь, заходят еще гости- мальчики подг. гр.
Мальчики: Добрый день, молодки-лебедки!
Девчата: Здравствуйте, коль не шутите, ребята-молодцы, веселые удальцы!
Поют частушки: дуйте ветры.
Мал. Здоровья вам! Нужны ли мы вам?
Дев. 1: у нас гостюшки во дому, словно солнышко в терему!
Дев. 2: Дорогие гости, счастья вам. Просим жаловать в терем к нам.
Дев. 3:Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – радость!
Дев. 4: Давно вас ждем – поджидаем, праздник не начинаем.
Мал. дорогим хозяевам бьём челом. И спасибо вам за прием!
(мальчики кланяются)
Мальчик: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.
Реб. 1:Праздник этот ремесла,
Домашнего очага,
Праздник не безделья –
Праздник рукоделья!
Реб. 2:Как этот праздник наступает,
Весь народ гулять идет.
Очень весело, с задором
Песни русские поет!
Все дети исполняют народную песню «На Кузьму – Демьяна».
Хозяйка: милые мальчики, сегодня и ваш праздник, ведь Кузьма и Демьян были ремесленниками и кузнецами.
1 Мал. а я знаю, что Кузьма с Демьяном большие работники, кузнецы и плотники. Они куют сохи и плуги и раздают их людям.
Хозяйка: они и дом охраняют от всякой беды. От всякого лиха.
2 мал. А еще говорят, они волшебники. Кузнецы могут заковать землю и воду в ледяные оковы.
Хозяйка: Ой, вы мои умницы! Все- то вы знаете!
3 мал. Хозяюшка! А вам работнички нужны?
Хозяйка: а что вы умеете делать?
Мальчик: а мы плотники- вот как работаем. Посмотрите, какие инструменты музыкальные смастерили: вот ложки хохломские, бубны, трещотки озорные,
Налетай, народ, музыка давно всех ждет!
Оркестр исп. рус. нар. песню «Коробушка» подг. гр.
Хозяйка. Ох, и развеселый вы народ!
Становитесь-ка в хоровод! Будем в «селезня» играть – крепко-крепко целовать!
Игра «Селезень» (все играют)
Хозяйка: Ноги, руки размяли, а про голову забыли?
Есть загадки у нас до того мудреные,
Кто загадки угадает, попадет в ученые.
1. Красная девица росла в темнице,
Люди в руки брали, косы отрывали.
2. Стоит Антошка на одной ножке.
3. Стоит бычок, подбоченивши бочок
Шипит, кипит, всем чай пить велит.
4. Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.
5. Не ездок, а со шпорами, не сторож, а будит.
Хозяйка: Молодцы, ребята, все загадки разгадали!
А давайте заиграем нашу, про Маланью?
Песня «Маланья» (Ст. гр. девочки)
Хозяйка: А вы не забыли про обычай? На этот праздник парни приносят девочкам курочку.
Мальчики: а как же! вот принесли! (достают игрушечных курочек в корзинке и отдают девочкам.)
Девочки: ну, раз принесли, так и быть, мы с вами поиграем!
игра «Лавочка»
Хозяйка. А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказывать помогайте. Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:
1. Какие труды… (такие и плоды)
2. Семь раз отмерь… (один отрежь)
3. Землю красит солнце, а человека… (труд)
4. Красна птица пером, а человек… (умом)
5. Под лежачий камень… (вода не потечёт)
6. На печи заседать, хлеба… (не видать)
7. Труд человека кормит… (а лень портит)
8. Скучен день до вечера… (коли делать не чего).
Молодцы и пословицы знаете!
раздается стук в дверь, заходит дед Егор.
Дед: не мало ли вас? Не надобно ль нас?
Хозяйка. Надо! Надо! заходи, дед Егор! Желанный гость зову не ждет, а сам в гости идет.
Дед: ишь ты! Вы все играете, да танцуете, а про нашего Кузьму забыли, а ведь сегодня его праздник! (достает чучело Кузьки) давайте его повеличаем!
Все поют: Милый наш Кузюшка! (дед роняет чучело)
Дед: Ох, упал родимый. Знать конец осени!
Хозяйка: пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой увели, дорогу зиме вымостили. Ох, разлюбезные мои гостики! Пришла пора проводить нашего желанного батюшку!
Все: (вместе) прощай, Кузюшка! До новой осени! До нового урожая!
Дед. Ну и мне пора! До свиданья, детвора! (Дед уходит и уносит чучело Кузьмы.)
Хозяйка: а ну, веселая детвора, все пожалуйте сюда! Смотрите, кого я веду!
Ой, да это Кострома!
игра «Кострома»
Мальчики. Девчатам предлагается кадриль!
Девочки. Да мы с удовольствием!
танец «Кадриль»
Ведущая. За такое веселье – наше вам почтенье!
И ждет вас вкусное угощенье!
Всем вам, и мастерам, и рукодельницам, и вам, гости дорогие,
Желаем успеха да радости, смеха!
Хозяйка. А теперь, детвора,
Всем на Ярмарку пора!
Кошельки доставайте
Да товары выбирайте!
Звучит веселая музыка, дети покупают угощение и идут на чаепитие.
- https://multiurok.ru/files/stsenarii-folklornoko-prazdnika-kuzminki.html
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2018/09/13/stsenariy-folklornogo-prazdnika-kuzminki
- https://videouroki.net/razrabotki/stsienarii-russkogho-obriadovogho-prazdnika-kuz-minki.html
- https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-folklornogo-prazdnika-kuzminki-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html