Сценарий фольклорного праздника: «На завалинке» — музыка, мероприятия

Сценарий фольклорного праздника: «На завалинке»»

Дети в русских народных костюмах сидят на завалинке.(звучит народная песня)

Ведущий:

Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!

Люди зрелые и молодые, женатые и холостые!

Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.

Дай Бог тому, кто в нашем дому-

Дорогим гостям, да вашим детушкам.

Наделил бы вас Господь

И житьём и бытьём и здоровьицем!

И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…

(медленный поклон)

Гость в дом – хозяину радость.

Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?

А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней

Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,

ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…

К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость живаи всегда будет жить в народе.

Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

В каждом селе в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю — летним, осенним, зимним и конечно весенним календарным праздникам.

Весной народ ощущал свое единство с окружающей природой, был убежден, что своими добрыми делами, играми, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц….

На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.

А потому, в давние времена в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки, куда собирались холостые девушки, да парни.

Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.

И сегодня на нашей завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Тогда мы начинаем наш фольклорный праздник «На

завалинке» и милости просим на наши посиделки…

ПЕСНЯ «ЗАВАЛИНКА»

(дети обращаются друг к другу как будто ведут диалоги к гостям)

-Добрый день вам и поклон,

Гости дорогие!

Собрались со всех сторон

Наши все, родные.

-Я смотрю на ваши лица,

Хорошо, отрадно мне,

Словно я в огромной, дружной

И приветливой семье.

— Ото всех дверей

Ото всех ворот

Выходи скорей,

Торопись, народ!

-Открываю ворота

Выходи, кому охота!

(выходит ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ»)

Девочки: Ох, и расшумелись, а ну-ка тссс! (показывает «тише») А ну, домой, а то мамка заругает! (дети убегают)

Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.

Входят 2 мальчика в русских костюмах.

Идут, грызут семечки, поглядывают на девочек.

1. О! Наро – оду!

2. Ого! Народищу – у!

1.Ты куда?

2. А ты куда?

1. Я – сюда.

2.И я сюда.

Мальчики садятся на скамейку.

1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!

Все. Чего?

1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?

2д. Как это не знаешь?

3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?

1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.

4д. Никак, свадьба скоро будет.

. (воодушевленно рассказывать)

1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного

пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…

(проходит парочка, мальчик одевает платок на плечи и тянет мешок с семками)

2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?…

1д. Завидуешь что ли?

2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..

3 д. (с иронией) это точно…завидный…

(парочка садится)

ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ» (девочка садится к другим девочкам, машет мальчику и тот уходит, продолжается диалог…)

3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…

2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?

3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…

2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?

1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…

тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.

2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.

Все: ха-ха-ха

2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.

3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.

1.Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.

2.Кто нечаянно завидит свет в своём доме – жди счастья.

3Сова близ дома кричит – к новорождённому.

4.Заяц по селу бежит – к пожару.

1 дев. Ага, вот-вот…

5.Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.

6.Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.

7.Мыло за пазухой спасает от порчи.

8.Не играй ножом – ссора будет.

9.Ключи на столе – к ссоре.

2 дев. Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.

Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»

(все вместе смеются)

1д. Ой, что-то скучно стало!

(выходят мальчики)

1м. А не поиграть ли нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания, кто не задействован — хлопают)

  1. Выпала тебе работёнка:

Изобрази-ка нам котёнка.

  1. Чтобы не попасть впросак,

Пришлось смотреть во все глаза.

  1. А теперь закрой-ка глаз,

Кукарекни пару раз.

4. Вежливостью удиви:

Руку всем вокруг пожми.

(все вместе)

Ставьте ушки на макушку:

Мы споём для всех частушки.

Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?

Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?

ЧАСТУШКИ

  1. Мы частушки-прибаутки собирали всем селом

Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.

Я плясала у реки, потеряла каблуки.

Обернулася назад – каблуки мои лежат.

Не смотрите на меня, глазки не ломайте,

Я не с вашего села, вы меня не знаете.

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки босиком, думала, подружки.

Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.

Она в Сашиных руках хорошо играет.

Мы задорные частушки громким голосом поём

Как же нам не петь частушки, ведь в Ардони мы живём!

Мы частушки пели вам — больше, чем полвечера.

Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят ?)

(Выходят мальчик).

1.Небылицы в лицах

Сидят в теремах-светлицах.

2.Щёлкают орешки

Да говорят насмешки.

Выходят все участники.

Все: Фольклорные перевёртышки.

1.Ехала деревня мимо ямщика,

Вдруг из-под воротни лают ворота.

2.Крыши полетели, сели на ворон,

Лошадь понукает ямщика кнутом.

3. «Тпру»- сказала лошадь, а ямщик заржал,

Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.

4.Лошадь ела шаньги, а ямщик овёс,

Лошадь села в сани, а ямщик повёз.

Все: Фольклорные потешки.(ДИАЛОГ ПО ДВА)

1.-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг.

-Зашить можно.

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

2.-Фома, что из леса нейдёшь?

-Медведя поймал.

-Так веди сюда.

-Да он не идёт.

-Так сам иди.

-Да он не пускает.

3.- Фома, у тебя в избе тепло?

-Тепло. В шубе на печи согреться можно.

4.-Сынок, сходи за водицей на реку.

-Брюхо болит.

— Сынок, иди кашу есть.

-Ну, раз мать велит, надо идти.

Все: Фольклорные загадки.

1.Меж двух светил я в горнице один. (Нос.)

2.Стоят два кола, на кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (Человек.)

3.Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)

4.У двух матерей по пяти сыновей.

Одно имя всем. (Пальцы).

5.И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,

А всех милей. (Хлеб.)

6.Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит:

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Все: Фольклорные дразнилки.

1.Дуня-пышка на улицу вышла.

На кочку села, комарика съела.

2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко,

Шапка колышком, ноги брёвнышком.

3.Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,

Шуба вертится, Коля сердится.

4.А Дуня -Бабка-ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: «У меня живот болит»

(на сцену выходит женщина с ребенком на руках) Тсссс!… малыш засыпает..

Ведущий (за кадром) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

Девочка с куклой поёт колыбельную песню.

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..

(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит ).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…

(шум и гам.. на сцену выходят шумовой оркестр…)

Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку…

ШУМОВОЙ «КАМАРИНСКАЯ»

Женщина: ох и шумные вы ребята! Пойдем мы …(уходит, дети садятся)

Ведущий (за кадром): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем.

На май-июнь приходится один из самых главных праздников – Святая Троица. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Это праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. В Семик (четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов и ходили в лес завивать берёзку. У нас на селе до сих пор в особом почете праздник «Березка». Наверное потому, что вокруг села березовые рощи и возле школы растут белоснежные красавицы…

Ей, красавице русской, несметное количество песен написано…

ПЕСНЯ ПРО БЕРЕЗУ (ДК Ардонь)

С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грез.

Праздник «Березка» объединяет всех и умудренных опытом и молодых

Выходят девочки с венками, подходят к берёзке, окружают её и по очереди расхваливают.

1.Ай да красавица!

2.Ай да кудрявая!

3.Ай да стройная!

Дети: .Завьём берёзоньку! Да желанья загадаем!

1.Вью-вью колечко на батюшку,

Другое колечко на брата,

Третье колечко на себя.

2.Вью колечко на сестру,

Другое колечко на брата,

А третье колечко на себя,

Чтобы все наши желания исполнились.

Участники водят хоровод «Ах ты, белая березка!».

3.Берёзка-берёзонька, завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли, загадать желания пришли.

4.Белая берёзонька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть.

5.Девушки-подруженьки, пойдёмте к реченьке венки в воду

бросать, на женихов гадать.

Все участники уходят….

Девочка: А вот и конец, всему делу венец.

Ведущий: Мы показали вам только часть того доброго и

прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.

Хочется пожелать вам, чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили

землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.

Дом, земля наша, любовью богата и трудом.

А песнями, играми счастье копится и полнится.

Старое уходит, но его нужно знать и беречь.

Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.

Берегите Россию…

ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА – РОССИЯ»

(на проигыше)

Желаем дней побольше ясных,

Побольше света и тепла,

Здоровья, радости, успехов,

Покоя, счастья и тепла.

Все:Приходите снова к нам, будемрады мы гостям!

Фольклорная игровая программа «Катерина-Санница»

Взрослая ведущая: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Вот и пришла зима! Начался её первый месяц. А кажется, совсем недавно мы с вами встречали осень, устраивали «Праздник урожая». А вот уже и зима – декабрь.

(исполняется песня «А у нас зима»)

2 Ведущая: Декабрь год кончает, зиму начинает. 7 декабря – Екатерина, Катерина-Санница. С этого дня считалось, что пришла зима. В этот день на Руси открывался санный путь и устраивались катания с горки и гонки на санках – санницы. И в этом году зима нас не балует снежком. Но раньше в это время были уже снежные заносы.

1 Ведущая: И в этот день, 7 декабря объезжали и прокладывали санные пути. Из маленьких деревень на лошадях везли сельские жители свой товар на продажу. В больших городах торги собирали огромное количество народу; здесь были продавцы и покупатели, балаганщики и зеваки.

2 Ведущая: На ярмарки приходили не только за тем, чтобы купить-продать, но и повеселиться. На Катерину-Санницу устраивались народные гулянья. Заглянем и мы с вами на ярмарку, посмотрим на веселье.

(звучитмузыка, выбегают скоморохи)

Скоморох 1: Эге-ге, народ честной! Заходи смелей, не стой! На улице мороз – Береги свой нос!

Скоморох 2: Эге-ге, ребята, Вы послушайте меня! Я скажу вам по секрету, А вы дальше всему свету, Что сегодня здесь, у нас Для веселия – раздолье:

Скоморох 1: Будут музыка и пенье, Танцы, игры, развлеченья очень интересные, Просто расчудесные!

Скоморох 2: Сегодня здесь закон простой: «Пой и танцуй, танцуй и пой!» Простим сегодня все ошибки, Но не отсутствие улыбки.

(Инсценировка песни «Где был Иванушка».)

1 Ведущая: Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила,

И на санках прокатила.

Недаром у русского народа родились такие стихи.

2 Ведущая: А еще зиму в народе называли: Зимка, Зимочка, Зимушка, Зимонька. Если зима была хилая, то – Зимушка, если строгая и долгая – Зимица, Седая Чародейка.

1 Ведущая: Зима включает 3 календарных месяца. Вы, ребята, их, конечно, знаете.

Скоморох 1: Какие это месяцы? (Ответы детей)

Скоморох 2: А какие приметы зимы вы можете назвать? По каким явлениям природы мы можем определить, что на дворе зима? (Ответы детей)

2 Ведущая: «Зимой день тёмен, да ночь светла». А самая главная примета зимы – снег. С давних пор крестьяне ждут зимой снега, радуются ему. А знаете почему? Издавна приметили: зима снежная – быть урожаю. Недаром в народе говорят: «Много снега — много хлеба». «Как снег пойдет, да как ляжет, так и лето мужику про жниво скажет».

1 Ведущая: И действительно, чем больше снега выпадет, согреет зимою, потом увлажнит, тем богаче будет урожай. И ребятам снег в радость. Выбегали ребята со дворов попрыгать, поиграть, снежки покатать.

Взрослая ведущая: Давайте и мы с вами поиграем.

1. Игра «Снежки» ( участвуют 2 команды по 6 человек; задача: чья команда больше набросает снежков в обруч, лежащий на полу)

2.Игра «Сугробы».( Все участники встают в хоровод и двигаются по кругу под музыку. Как водящий скажет: «Сугроб 3», например, то все участники должны собраться в кучки по з человека (в сугроб) и т.д. кто сделал ошибки, тот выбывает из игры.)

3. Игра «Снежинки» ( играют все желающие. Из ваты делают снежинки. По команде участники начинают снизу дуть на снежинку, не давая этим самым упасть ей на пол. Побеждает тот, чья снежинка дольше всех осталась в воздухе)

( дети за победу в играх получают снежинки, вырезанные из бумаги)

Взрослая ведущая: Много песен посвятил русский народ матушке-зиме. Одну из них мы с вами сейчас споем.

(исполняется песня «Русская зима» )

Взрослая ведущая: Летела сова – веселая голова. Вот она летала – летала и села. Да хвостиком повертела, Да по сторонам поглядела и опять полетела, да перышки обронила, А перышки не простые на каждом загадка написана. Раз нашли мы эти пёрышки, должны и загадки отгадать.

(Отгадывание загадок)

Взрослая ведущая: Продолжается праздник, и мы продолжаем веселиться. Сейчас поиграем в народную музыкальную игру «Шёл козёл по лесу». Приглашаем с нами поиграть и родителей.

(игра)

Взрослая ведущая: А сколько о зиме придумано народомпословиц ипоговорок. Давайте их вспомним. (Ответы детей)

Пословицы о зиме :
1. Зима лето пугает, да всё равно тает.
2. Снега надует, хлеба прибудет.
3. Зима без снега — лето без хлеба.
4. Хороший снежок урожай сбережёт.
5. Спасибо мороз, что снегу нанёс.
6. Солнце на лето, зима на мороз.
7. Два друга: мороз да вьюга.
8. Первая пороша на санный путь.
9. Декабрь глаз снегами тешет, да ухо морозом рвёт.
10. Декабрь снежный и холодный, будет год плодородный.
11. В декабре год кончается, а зима начинается.

1 Ведущая: На праздниках и гуляниях всегда плясали, водили хороводы. Сейчас мы споём песню «А у нас гармошка» и посмотрим хоровод в исполнении наших девочек.

Скоморох 1: Эх, частушка, мелодии кружево, Ты давно на Руси рождена! В зимний день ты в деревне завьюженной молодёжь на гулянку звала.

(исполняются зимние частушки)

2 Ведущая: Вот так встречали в народе, весело встретили и мы приход зимы. Вы услышали много пословиц, загадок, песен, созданных русским народом. Над одними из них вы весело посмеялись, над другими — задумаетесь.

1 Ведущая: Некоторые песни, пословицы и загадки вы запомните, а потом споёте, загадаете своим родителям, бабушкам и дедушкам. Таким образом, дошли до нас из глубины веков эти русские традиции.

2 Ведущая: Ну что же, теперь самое время подсчитать ваши снежиночки и узнать, кто заработал сладкие призы.

( подсчёт, награждение – карамель на палочке «Снеговики»)

1 Ведущая: Дорогие ребята! Зимний праздник «Катерина –Санница» подходит к концу. Но не стоит огорчаться, ведь зима только начинается!

2 Ведущая: Пусть с наступлением зимы исполнятся все ваши мечты.

Вместе: Хорошего вам настроения!

Взрослая ведущая: А чтобы еще лучше стало ваше настроение,

Для вас — сладкое угощение!

( звучит музыка, девочки-ведущие угощают ребят карамелью «Снежок»)

Фольклорная программа Русско-Народного праздника.

Звучит песня «В горнице моей…

Ведущий

Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице. Деревенский народ веселый, песни петь любит да в игры играть, хороводы водить.

1 ведущий

Хозяйка

-Поудобнее садитесь,

Не спешите, соберитесь.

В теплу избу приглашаем,

Видеть всех мы вас желаем.

Как в старинку, наши предки

Собирали посиделки,

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи.

Народ посмотреть и себя показать

Хороводы водить, нескладушки петь,

Веселые потешки -прибаутки сказывать,

2 ведущий

На завалинках, в светёлке,

Иль на бревнышках, каких.

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались, —

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши,

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Если вы в “своей тарелке”

И пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь сейчас.

(Слышится смех,звон бубенцовю. Хозяйка открывает дверь)

Реб. -Здравствуйте,пустите к себе в избу на посиделки?

Хоз. -А чем платить будете?

Реб. -А чего надобно?

Хоз. -Да совсем немножко:дровец возок,керосину жбанок,

Да пшеницы полпуда,да гороха три ведра,

Да медку туесок,да масла горшок,да денег пятачок.

-Вот так немножко!

-Да пошутила я. Зачем пожаловали?

-Чайку попить,хозяйку повеселить.

—Рассказать,послушать,пирогов покушать.

—Посмеяться,поплясать,себя показать.

Хоз. -Мир вам, гости дорогие, вы явились в добрый час

Песней русской да народной я встречаю нынче вас.

(Под песню «У нас нынче субботея» гости рассаживаются на лавках.)

Входят девочки. В руках каждой какое-то угощение, ставят на стол и поют куплет песни «А я чайничала» (минус)

(стук в двери)

Ведущий а к нам ещё гости пришли,заходите с чем вы к нам пожаловали.

(младшая группа)

1. Вы послушайте, ребята,

Нескладуху будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь!

Дети: Чепуха, чепуха,

Чистая чепуха!

Чипа- чипа, а — ха – ха-

В самом деле, чепуха!

2: На заборе чепуха

Варила варенье.

Увидала паука-

Потеряла зренье!

Дети: Чепуха, чепуха…

3: На столе лежит арбуз,

На арбузе — муха!

Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо!

Дети: Чепуха, чепуха…

4: На горе верблюд пасется

В белых вышитых штанах.

А за ним блоха несется

На высоких каблуках!

Дети: Чепуха, чепуха…

5: Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Что бы нам похлопали.

Хозяйка: Спасибо, ребятки, за частушки потешные!

Ведущая: Есть у нас для вас загадки:

Не горьки, не кислы, не сладки.

Кто сейчас все отгадает,

Тот весь год забот не узнает.

Ведущий

Загадки присутствовали на всех вечеринках, празднествах, посиделках нашего города. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них. За правильно угаданную загадку получаете конфетку.

1Загадка первая!

И колковато и ноздревато, и мягко,

И ломко и всех милей! (Хлеб).

2 загадка вторая, самая смешная.

«Овца в корове» (Носок в сапоге).

3. В брюхе — баня,

В носу решето, на голове пуговица.

Всего одна рука, да и та на спине! (Чайник)

4. В печь несут – жидко,

Из печи несут – твёрдо! (Каша).

5 Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь. (Клубок).

6 Пять чуланов – одна дверь. (Перчатка)

7Новая посудина, а вся в дырках. (Решето)

8 Всё пря сам на виду. (Сундук)

9 Маленький, горбатенький, всё поле перерыл. (Плуг)

Загадки для взрослых и детей.

Кто из нас не любит блинов – пышных, румяных, круглых. А кто скажет, почему блины круглые?

Ответ: Они пеклись на масленицу по подобию солнца.

Для чего в старину на подушках вышивали цветы?

Ответ: Чтобы снились хорошие сны.

Почему на полотенцах вышивали петухов?

Ответ: Это символ утра. Чтобы утром вставать с пеньем петухов.

Далеко за пределами России были известны наши умельцы. Тульские мастера даже блоху подковали. Кто помнит, в каком произведении об этом написано?

Ответ: «Левша» Лескова.

Многие из нас может быть имеют дома палехские шкатулки. Почему они так называются?

Ответ: Её делали мастера из Палеха.

Известны мастера стеклянной посуды. Есть такой город в России, где издавна занимались дутьём стеклянных изделий. Как называется этот город?

Ответ: Гусь-Хрустальный.

Деревенские ладьи, ложки, миски, радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком. Из какого города эта посуда?

Ответ: Это хохломская роспись из г. Семёнов Нижегородской области. Д

(выходят девочки —)

две девочки читают частушки перед исполнением пляски:

Наташа

– Эх топни, нога

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая.

Юля

– Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке!

Выходят еще четыре девочки и исполняют частушки:

1

– Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идет четыре.

2

– Не хотела я плясать

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла

Я не удержалася.

3

– А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печки босиком,

Думала подружки.

4

– По деревне я шла

И Ванюшку видела,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

Ведущий

А сейчас вам загадаем загадку.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко …

Это русская …. (Матрёшка)

В 19 веке жил — был один русский художник. Путешествуя по Японии, он видел много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, то пошёл к народным умельцам: «Можно ли выточить вот такую забавную куклу?». Выточили, расписали и назвали русским именем Матрёшка. И начали на Руси с тех пор выделывать эти удивительные игрушки, да в каждой местности по-своему. Особенно увлеклись игрушкой в Нижегородском крае.

СОСТЯЗАНИЕ «НАРЯДИ МАТРЁШКУ»

Ведушая

А мы снова обращаемся к русской матрёшке. В состязании принимают участие по 5 человек от команды.

Получите, вырезанный из картона силуэт матрёшки. Ваша задача – нарядить матрёшку. 1- й человек держит матрёшку, просунув лицо в вырез, 2-й — прикрепляет платочек, 3-4 – рукава, 5-й – фартук.

Внимание! Приготовились! Начали!

(Звучит музыка. Начинается состязание)

Ведущий

Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.

Пословица – душа и ум народа.

В ней к Родине любовь.

В ней мудрый опыт многих поколений.

Хвала к труду в ней и презренье к лени.

Пословица – к слову молвится.

Добрая пословица не в бровь, а в глаз.

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было, вспоминая,

Пусть живёт страна родная.

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Сценарий детского фольклорного праздника «Народные забавы»»

Пояснительная записка

Сценарий фольклорного познавательно-развлекательного праздника «Народные забавы» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры. Предлагаемый сценарий может проводиться в любое время года и с разной возрастной категорией. Чем старше возраст воспитанников, тем можно более усложнять сам сценарий.

Фольклорные мини-спектакли – это большая игра, в которой могут принимать участие все. В данном сценарии активными участниками мероприятия являются обучающиеся детского музыкально-фольклорного театра «Народная копилка». Это дошкольники в возрасте 5 – 7 лет. В роли ведущих мероприятия могут участвовать воспитатели и родители.

Праздник «Народные забавы» насыщен театральными элементами и его удобно проводитьв помещениях, имеющих сцену и просторный зал для проведения народных игр, а также на полянке, в парке или лужайке, где прекрасной естественной декорацией служит живая природа.

Для участия в мероприятии требуется предварительная подготовка. Заранее с помощью родителей дети создают несложные стилизованные костюмы в народном стиле. Небылицы, прибаутки, народные игры, песни разучиваются заранее. Все народные игры исполняются под аккомпанемент (желательно под аккомпанемент баяна, аккордеона).

Данное мероприятие способствует развитию личностных качеств каждого ребенка. Музыкально-игровой фольклор является замечательным воспитательным средством. Постигая этот мир народной культуры, ребенок учится слышать и слушать окружающий мир, учиться выражать свои впечатления, развивать свою эмоциональную отзывчивость, приучаться к целенаправленной работе, заниматься элементарной творческой деятельностью. Учиться проявлять доброжелательность, дружелюбие, а также умение общаться со взрослыми.

Цель:

— формирование положительной мотивации к изучению произведений русского фольклора, ознакомление с русскими народными играми, потешками, небылицами, песнями в ходе театрализованного представления.

Задачи:

— организовать и провести массовый праздник «Народные забавы» с участием детей и родителей в детском музыкально-фольклорном ансамбле (хоре);

— создать условия развития у детей интереса к изучению фольклорных произведений;

— развивать творческие способности, эмоциональность и отзывчивостьучастников праздника;

— формировать опыт коммуникативных навыков ,навыков выразительности в исполнения произведений фольклора;

— воспитывать умение проявлять доброжелательность и дружелюбие;

— уметь применять на практике полученные знания;

— привлечь родителей к совместному участию в поддержке вокального и театрального исполнительства;

— прививать чувство любви к родине, народному творчеству, традициям, обычаям своего народа.

Методы: словесный (инсценировка), игровой.

Целевая аудитория: дети дошкольного возраста (5 – 7 лет)

Необходимое оборудование:

Для педагога: музыкальный центр, баян (аккордеон).

Для дошкольников: стилизованные костюмы, шумовые народные инструменты.

Оформление: помещение оформляется в стиле горницы или избы.

Действующие лица:

Взрослые: Дед, Баба, Кошка Ульяна.

Дети: 1-й,2-й, 3-й, 4-й, 5-й ведущие и все дети хора (ансамбля).

//Звучит мелодия русской народной песни «Светит месяц//

В музыкальный зал входят Дед и Баба ( в народных костюмах). Они несут в руках корзинку, в ней лежит красочный конверт с осенними загадками. Обойдя зал, они останавливаются возле сцены, ставят корзинку на пол).

Баба: Дед, посмотри, как много ребят здесь, поздоровайся.

Дед: Нет, ты Баба, первая здоровайся!

Баба: Нет, ты Дед!

Дед: Нет, ты Баба!

Баба: Ну хорошо, давай вместе поздороваемся!

Дед и Баба (вместе): Здравствуйте, ребятки!

//дети хором здороваются//

Баба: Какие молодцы ребятки.

Дед: Да, дружно поздоровались с нами.

Баба: А знаете ребятки, зачем мы к вам сегодня пришли?

Дед: Пришли мы к вам сказку-небылицу рассказать, поиграть да поплясать.

Баба: Дед, расскажи сказку-небылицу ребяткам.

Дед: Нет, ты Баба расскажи.

Баба: Нет, ты Дед!

Дед: Нет, ты Баба!

Баба:Ну хорошо, вместе расскажем!

Баба: Тетушка Арина кашу варила, Егор да Борис из-за каши подрались!

Дед:Мочала, мочала, начинай сначала!
Баба: Жили-дружили Кот и Воркот, ели с одного стола. В окошко смотрели из-за одного угла. Гулять ходили с одного крыльца.

Дед: А не начать ли сказочку опять с конца?

Баба: Сказке конец!

Дед: Кто слушал – молодец!

Баба: И надо каждому молодцу с огорода по огурцу.

Дед: Да покуда вы сказку слушали, огурцы на огороде зайцы скушали.

Вместе: Вот вам и не досталось!

Баба: А теперь, дед давай ребятишек послушаем.

Дед: Позабавьте нас теперь и вы!

1-й ребенок: Ну что ж, Баба и Дед, послушайте теперь и вы наши шутки и прибаутки. Итак, мы начинаем!

//дети рассказывают знакомые шутки-прибаутки//

2-й ребенок: — А у нас так поживают…

— На босу ногу топор надевают,

— Сапогом траву косят

— А в решете воду носят!

3-йребенок: -Федул, а Федул

Чего губы надул?

4-йребенок: — Да кафтан прожег…

3-йребенок: — А зашить можно?

4-йребенок: — Да иглы нет!

3-йребенок: — А велика ли дыра?

4-й ребенок: — Да один ворот остался!

5-й ребенок: — Эй, Фома, что из леса нейдешь?

6-й: — Да медведя поймал.

5-й: — Да веди его сюда!

6-й: — Да нейдет!

5-й: — Так сам иди!

6-й: — Да он меня не отпускает!

7-й ребенок: — Сынок, а сынок, сходи за водицей на речку!

8-й ребенок: — Брюхо болит!

7-й ребенок: — Сынок, а сынок, иди кашу есть!

8-й ребенок: Что ж, раз мать велит – надо идти!

9-й ребенок: — На улице две курицы с петухом дерутся.

10-й: — Две девицы красавицы смотрят и смеются!

Хором: Ха-ха-ха, ха-ха-ха, как нам жалко петуха!

Баба: Дружно смеялись, а может игру свою покажите?

Дед: Знаем, что игра ваша о дяде Якове.

Баба: А мы с тобой дед, послушаем ребятишек, да поглядим, кто из них лучше играет и поет!

11-й ребенок:Ехала деревня мимо дяди Якова, вдруг из под собаки лают кони Якова.

12-й: Выбежала палка с бабою в руке, стала колошматить коня на мужике…

// дети исполняют игру-потешку «У дяди Якова»//

Баба: Хорошо играете, хорошо поете!

Дед: Пора Баба в нашу корзинку заглянуть. Да посмотреть, что в ней…

//звучит мелодия русской народной песни «Ах, вы сени», Баба достает конверт из корзинки, не спеша открывает его//

Баба: Я так и знала – здесь загадки! А ну, Дед первый их загадывай.

Дед: Нет, ты Баба, первая!

Баба: Нет, ты Дед!

Дед: Нет, ты Баба!

Баба:Ну хорошо, вместе загадаем!А ну ребятки, приготовьтесь их отгадывать!

// Баба и Дед загадывают осенние загадки детям //

  • Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает… (осенью)

  • Рыжий Егорка упал на озерко, сам не утонул, и воды не всколыхнул (лист)

  • Пришла без красок и без кисти, и перекрасила все листья (осень)

  • Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет и поет, убаюкивает (дождь)

  • Листья желтые летят, падают, кружатся, и под ноги просто так как ковер ложатся…что за желтый снегопад?.. это просто (листопад)

  • Листья с веток облетают, птицы к югу улетают. «Что за время года?» – спросим. Нам ответят: это (осень )

  • Станут ночи холодать, станут лужи замерзать, а на травке бархат синий. Это что такое? (иней)

Баба:Ой, хорошо ребятки отгадали наши загадки!

// неожиданно раздается звон колокольчиков //

Дед: Баба, кто-то к нам сюда спешит!

Баба: Да неуж–то, наша Кисонька-Мурысенька за нами увязалась, не сидится ей одной в доме…

//звучит мелодия русской народной песни «Во саду, ли в огороде», в музыкальном зале появляется Кошка, на плечах у Кошки мешок//

Кошка: Ой, еле мешок к вам донесла…. Здравствуйте, ребятки! Я – кошка Ульяна! Мои хозяева – дед с Бабой забыли этот мешок дома, вот я и поспешила выручить их, принести его к вам на праздник. Ведь мешок-то не простой, мне кажется, а волшебный…

Баба: Дед, это ты забыл взять с собой мешок!

Дед: Нет, это ты Баба забыла!

Баба: Нет, это ты Дед!

Дед: Нет, это ты Баба!

Баба:Ну хорошо, вместе забыли!

Кошка: Не надо ссориться, Баба и Дед! Надо праздник продолжать!

Баба:Да, ты права, наша кошка Ульяна, не надо ссориться. А давай заглянем в мешок, да посмотрим что там! Может правда он волшебный…

Дед: Ты первая, Баба, посмотри что там!

Баба: Нет, ты Дед первый!

Дед:Нет ты, Баба первая!

Баба: Посмотрим вместе!

// звучит отрывок народной песни «Светит месяц», Дед и Баба развязывают мешок //

Баба: Дед, посмотри какие здесь ложки расписные, деревянные. Красота-то какая!

Дед: И вправду Баба — красота!

Баба: А теперь посмотрим, смогут ли наши ребятки на ложках сыграть?

Дед: А давай посмотрим! Ну что, ребятки покажи нам свою игру!

//звучит народная музыка, Дед, Кошка и Баба раздают детям деревянные ложки//

1-й ребенок: Наши ложки не простые, наши ложки расписные.

2-й ребенок: Дружно ложки мы возьмем, весело играть начнем!

// дети исполняют р.н. песню «Как у бабушки козел» //

Кошка:Ой да молодцы, ребятки! Дружно, весело сыграли и спели.

А не пора ли нам в игры народные поиграть, поиграть да распотешиться!

А ну народ, выходи в хоровод!

// дети выходят в середину зала и образуют хоровод //

Кошка: И я объявляю нашу русскую народную игру «Золотые ворота»!

Дед: Но прежде чем, нам в игру сыграть – надо считалочку сказать…

1-й ребенок: Под горою у реки, живут гномы- старики,

У них колокол висит, позолоченный звонит:

Диги-диги-диги-дон, выходи из круга вон!

// проводиться русская народная игра «Золотые ворота» //

Кошка: А теперь играем в «Кабачок»!

Дед:Но прежде чем, нам в игру сыграть – надо считалочку сказать…

2-й ребенок: Самолет, вертолет посади меня в полет,

А в полете – пусто, выросла капуста

А в капусте – червячок, вышел Ваня кабачок!

// проводиться русская народная игра «Кабачок» //

Баба: Вот и наигрались, вот и распотешились на славу!

Дед: А нам пора идти домой, да с собой нашу славную помощницу кошку Ульяну забрать.

Баба: Дед, первый попрощайся с ребятами!

Дед: Нет, ты Баба первая!

Баба: Нет, ты первый!

Дед: Давай вместе прощаться!

Баба: Давай!

Вместе: До свидание ребята, до новых встреч!

Кошка: До новых встреч, девчонки и мальчишки! Как вам понравился сегодняшний праздник? Покажите как! Дружно все вместе похлопайте ладошками,… а теперь потопайте ножками!… а сейчас хлопаем ладошками и топаем ножками!!!

//звучит мелодия русской народной песни «Во саду, ли в огороде». Дед, Баба, кошка Ульяна прощаются с ребятами и уходят //

Церемония награждения по номинациям:

// заранее заготовлены бумажные красочные медали каждому ребенку //

за артистизм

— за творческую индивидуальность

— за очаровательную улыбку

— за старание

— за обаяние

— за отзывчивость

— за активность

— за внимание

— за доброжелательность

— за дружелюбие

— за творческий потенциал

— за музыкальность

— за актерское мастерство

— за общительность

— за творческие способности

— за ритмичность

— за трудолюбие

— за смелость

Методическое обеспечение

Русская подвижная игра «Золотые ворота»

Правила игры.

Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (т.е. поднимают сомкнутые руки вверх). Чтобы выбрать пару детей на роль «ворот» надо исполнить детскую считалку. Остальные дети берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Все хором начинают произносить (пропевать) такие слова: «Золотые ворота, пропускают не всегда: первый раз прощается, второй раз воспрещается, а на третий раз не пропустят вас!». На последней фразе «ворота» закрываются. Водящие опускают руки и ловят тех участников игры, которые оказались внутри «ворот». Те, кого поймали, тоже становятся «воротами». В итоге, получаются большие «ворота». Игра продолжается до двух последних не пойманных игроков, они и становятся новыми «воротами». В эту игру с удовольствием играют взрослые вместе с детьми.

Русская подвижная игра «Кабачок»

Правила игры.

Дети вместе с взрослыми образуют хоровод. Для того, чтобы выбрать главного героя игры – «кабачка», необходимо исполнить детскую считалку. После того, как выбрали «кабачок», участник игры размещается в середине хоровода. Хоровод движется по часовой стрелке и все поют: «Кабачок, кабачок, тоненькие ножки, красные сапожки. Мы тебя поили, мы тебя кормили. На ноги поставили, танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!». На последних словах «кабачок» танцует и выбирает самого активного участника из хоровода, он и становиться следующим «кабачком».

Источники

  • https://kopilkaurokov.ru/muzika/meropriyatia/stsienarii-fol-klornogho-prazdnika-na-zavalinkie
  • https://www.art-talant.org/publikacii/35954-folyklornaya-igrovaya-programma-katerina-sannica
  • https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-meroprijatija-kak-byvalo-v-starinu-posidelki-po-obychajam-i-tradicijam-ruskogo-naroda.html
  • https://multiurok.ru/files/stsienarii-dietskogho-fol-klornogho-prazdnika-naro.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
TextRU
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: